nmiddle (nmiddle) wrote,
nmiddle
nmiddle

Category:

Бонус к необычной прогулке по Иерусалиму. Парочка "иерусалимских ништяков"

Благодаря Илье познакомилась еще с двумя интересными местами в Иерусалиме, которых раньше не видела. И ходила здесь сто раз, и наверняка кто-то из экскурсоводов рассказывал, да и все книги Миши Короля у меня есть, а он как раз эти места подробно описывал. Кстати, он такие вещи называет "иерусалимские ништяки". Но глаза мне открыли только сейчас. А я с вами поделюсь, хотя возможно для вас это не будет новым. Короче, первое, о чем я расскажу - настенный календарь Марии Латинской. Находится он точно на лютеранской церкви Редимер, возле которой мы все сто раз проходили, и кофеек сидели попивали, и даже на колокольню лазали. А вот на календарь глаза поднять не удосужились. А надо было посмотреть на арочный вход в кирху.



Дальше я процитирую Мишу Короля. Лучше него никто про это и не расскажет.

Новая церковь возведена на развалинах старинной церкви крестоносцев XII века. Турецкий султан Абдул-Азиз (1861-1876) передал эти развалины в дар наследному принцу Вильгельму, сыну германского кайзера Фридриха III, когда тот (еще не будучи императором) посетил в 1869 году Иерусалим. Кирха была торжественно открыта в Вильгельмом II в 1898 году. В молитвенном зале имеется памятная доска об этом событии. Но нас сейчас интересует та церковь, что стояла здесь в XII веке. Она называлась Санта-Мария Латина. На картах крестоносцев она обозначалась как «Большая Мария».

Уникальная арка романского стиля сохранена и по сей день. И представляет она собой своеобразный настенный календарь с названиями месяцев и изображениями различных календарных сельскохозяйственных работ. Увы, рельефные рисунки и надписи на ней разрушаются все больше и больше…






В центре: луна – Luna и солнце – Soli.
Слева: Июнь – (I)nius – жнец,
Май - Maius - землепашец.
Справа: июль – (I)ilus.
Август – Augustus - человек, молотящий урожай.
Сентябрь – September – сборщик винограда.
Октябрь – (Octob)er - человек несущий корзину
Ноябрь – November - стоящая женщина.
Февраль - человек, подрезающий лозу.
Март – Ma(rs).
Апрель – Aprilis - сидящая женщина






Далее следуют элементы карниза над аркой. Скорее всего, узоры и изображения животных несут не только декоративную нагрузку, но о глубинном замысле мастера мы можем только гадать...





Второй "иерусалимский ништяк" - не больше, не меньше, как чаша Грааля. Правда, исламская. Для того, чтобы нам ее найти мы идем на арабский рынок, на Хлопковую улицу. И тут я опять возвращаюсь к Мише Королю и его книге.

Здание с фасадом, характерным для мамлюкской архитектуры: арочный проем над входом украшен мукарнасами и аблаками. В народе это здание известно как Танкизия по имени его строителя - сирийского эмира Сэиф ад-Дина Танкиза (он же аль-Ашрафи, он же аль-Насри, но в любом случае – Танкиз). Про Танкиза нам почти ничего не известно. Кроме того, что он успел понастроить в Иерусалиме много разных медресе, отреставрировал ворота Цепи, ведущие на Храмовую Гору, воздвиг здание суда (аль-Махкама Сарайя), известное, прежде всего, как Танкизия. Над входом, помимо мукарнасов, красуются и каллиграфические письмена, гласящие:«Именем Аллаха, милосердного и милостивого возвел это благословенное место, уповая на воздаяние Аллаха и его прощение, благородный и благочестивый человек ас-Сэиф ад-Дин Танкиз, подданный правителя а-Нацера, да простит его Аллах и воздаст ему. И это в месяцы года 729 (от хиджры, то есть 1328-1329 гг.)



А посередь надписи мы видим вот такой геральдический значок (идею гербов мамлюки позаимствовали, конечно, от «франков», от крестоносцев). Он красуется и на других домах, возведенных Танкизом в Иерусалиме.



Откуда же взялась чаша-кубок на гербе? А вот: главное, что воздвиг этот сирийский эмир – это фонтан аль-Кас на Храмовой Горе, находящийся меж двух святынь, Куполом-над-Скалой и мечетью эль-Акса.



Аль-Кас – это значит «кубок, бокал, рюмка», и действительно он так и выглядит – как церковная утварь, как клеманка для мороженного, как классическая чаша Грааля… Сама каменная чаша – мамлюкского периода, краники, из которым водичка брызгает в бассейн, - оттоманского периода, а бетонные скамьи – современные… Его функция – для омовения рук и ног перед молитвой. Возведен он был в 1320 году, и стал самым необычным и оригинальным архитектурным произведением мамлюкского периода, принесшим основную славу эмиру Танкизу, взявшему изображение собственного детища для логотипа. Собственного ли? Вот ведь и упомянутое здание суда построено в 1329 году, по преданию, на месте, где в период Второго Храма заседал суд Синедриона. Образованный Танкиз не мог не знать, что Иосиф Аримофейский, собравший известную кровь в известную чашу, был членом сего Синедриона. И по сей день здание Танкизии украшено знаменитой братиной. А в Коране нашлась подходящая для объяснения сура: «Ведь праведники пьют из сосуда, смесь в котором с кафуром, с источником, откуда пьют рабы божии, заставляя литься его течением» (76:5-6).

«Кафур» в современном арабском – это или «эвкалипт», или «камфорное дерево», а на языке Корана – вообще любое благовоние, так что на лицо связь с ритуалами Храмовой горы, не говоря уж о преданиях про неисчерпаемые источники вод под этой горой. В результате на нижней платформе Храмовой Горы мы видим воспроизведение некоего храмового сосуда, гибрида кадильницы, чаши для омовения и кубка для освящения вина, утвари, которой там  - самое место… Грааль найден, во всяком случае,  в исламе…



Вот в принципе все, напоминаю, вся информации взята из книги Михаила Короля "Королевские прогулки по Иерусалиму".

Кстати, если мы уж на арабском рынке, хотите посмотреть как выглядит арабский календарь?

Tags: Иерусалим, Михаил Король
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments