nmiddle (nmiddle) wrote,
nmiddle
nmiddle

"Москва - как много в этом звуке...!" Собор Покрова Пресвятой Богородицы (21.12)

Собор Покрова Пресвятой Богородицы или как нам более привычно - Собор Василия Блаженного, бесспорно является визитной карточкой Москвы. Этот Храм устоял даже в советское время, когда церкви повсеместно разрушались. В сети ходит историческая байка, якобы, представляя Сталину проект реконструкции Красной площади, Каганович смахнул со схемы модель храма, освобождая место для демонстраций трудящихся, на что генсек строго ответил: "Лазарь, поставь на место". Было ли это или нет, но храм один из немногих тогда уцелел и на протяжении второй половины 20 века постоянно реставрировался. Всегда хотела попасть сюда, но как-то ни разу не доводилось, всегда было интересно посмотреть внутреннее убранство церкви, тем более, что в этом Храме не одна церковь, а целых 10, да еще и на разных уровнях. А еще в соборе 11 куполов, и ни один из них не повторяется. В общем, после Зюганова и коммунистов пошли мы в церковь, правда, покупая билеты с нами произошла забавная история, но об этом под катом.



Подходим к кассе и вежливо просим два билета. Пожилая кассирша интересуется, дексать, нет ли у нас каких-нибудь скидок? "Нет" - говорим мы. А она за свое, все пытает, ну хоть какие-то скидки, как же нет, должны быть. Мы уже не выдержали, спрашиваем о каких скидках речь идет вообще? На что кассирша бодро отвечает, что речь она ведет о пенсионных скидках. Блин! Неужто мы так плохо выглядим??? Мы хором отвечаем, что мы не пенсионеры! И дама так понимающе вздыхает - А..., иностранцы...)))

Исторически известно, что Покровский собор был возведен в 1565—1561 гг. по указу Ивана Грозного, давшего обет в случае успешного взятия Казани построить в память об этом событии церковь. Храм состоит из девяти церквей на одном фундаменте и колокольни. На первый взгляд бывает сложно разобраться в структуре храма, но стоит себе представить, что вы смотрите на него сверху (или и в самом деле посмотреть с этого ракурса на храм на нашей живой карте), как сразу все становится ясно.



Центральная церковь освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Четыре церкви — Трех Патриархов Константинопольских, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Григория Армянского — освящены во имя святых, в день памяти которых произошли важные события похода. В программе посвящений церквей собора нашли отражение и другие важные события русской духовной жизни второй половины XVI в.: явление в вятских землях нового образа Николая Чудотворца, прославление преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского. Восточная церковь посвящена основному догмату христианской веры — Святой Троице. Западная церковь Входа Господня в Иерусалим связывает собор с образом Небесного Града.

Первая церковь, куда посетители попадают после проверки - Церковь Василия Блаженного, единственный храм, где сегодня проходят регулярные богослужения. Сразу у входа стоит рака с мощами святого Василия, а на стенах изображения, связанные с чудесами Василия.







Но почему Покровский собор стали называть храмом Василия Блаженного и связывать его не с Иваном Грозным и Казанским походом, а с именем юродивого? Дело в том, что в 1588 году к собору с северо-восточной стороны был пристроен придел, освященный в честь Василия Блаженного. Построен он был по повелению сына Ивана Грозного — Федора Иоанновича над захоронением Василия Блаженного, который умер в 1557 году и был захоронен у стен строящегося собора. Сам знаменитый юродивый стал известен в Москве где-то в конце пятнадцатого века. Вся его одежда зимой и летом состояла лишь из железных вериг. Москвичи очень любили Василия за незлобивый нрав, в том числе и молодой царь, хотя юродивый порой не боялся перечить ему и укорять его. При Федоре Иоанновиче прошла канонизация Василия Блаженного в 1586 году.



Сегодня собор — и храм, и филиал Исторического музея одновременно. Архитектура, внешнее декоративное убранство, монументальная живопись, фрески, редкие памятники русской иконописи — все это делает собор уникальным по красоте и значению храмом России. В 2011 году собору исполнилось 450 лет, в течение всего лета проводились юбилейные мероприятия, к памятной дате были открыты недоступные ранее для посещения приделы, устроена новая экспозиция.



























Экспонаты очень интересные, тут кроме обычной церковной утвари и старинные книги, и монеты, и головные уборы. Вот это, например, женский головной убор 17 века - волосник.



При переходах из церкви в церковь - экспозиции, рассказывающие об истории и строительстве Храма и о чудесах Василия Блаженного.









Честно, я не понимаю, как там ориентируются люди, где какая церковь... Просто переходишь из одного помещения в другой, причем на двух ярусах.



































Ну и наконец, чем лично меня поразил, удивил, заинтересовал этот собор - внутренним убранством. Раньше считалось, что собор Василия Блаженного строил иностранный мастер, скорее всего из Италии, если судить по «итальянизированным» элементам в его архитектуре. А поскольку в Западной Европе были распространенными легенды об ослеплении талантливых архитекторов, чтобы они не могли творить дальше, то некоторые иностранные путешественники, попадавшие в Москву, «механически» перенесли их и на мастера, возведшего Покровский собор.



На самом деле, летописи называют строителями этого архитектурного чуда русских зодчих Постника и Барму. Есть даже версия, что это один человек. Ослепил ли Иван IV и их? Чтобы они не могли повторить свое творение.



В 1896 году служивший в храме прото­иерей Иоанн Кузнецов обнаружил летопись, в которой говорилось, что «Благочестивый царь Иоанн пришед с победы казанския в царствующий град Москву… И дарова ему Бог двух мастеров русских по имени Постник и Барма и быша премудри и удобни таковому чудному делу…». Так впервые стали известны имена строителей собора. Но про ослепление в летописи нет ни слова.





Зато стихотворение Дмитрия Кедрина «Зодчие» (1938) говорит обратное.

И спросил благодетель:
«А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
«Можем!
Прикажи, государь!»
И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова…
Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли…
И стояла их церковь
Такая,
Что словно приснилась.
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси
Гусляры.








А еще один вопрос, по поводу пестроты собора. Всегда ли был он такой пестрый?



Нынешний вид Покровского собора сильно отличается от первоначального облика. Тогда бы мы увидели не его сегодняшнюю пеструю раскраску, а просто строгие кирпичные стены. При строительстве собора использовали в основном два материала — белый камень и кирпич. Вся полихромная и растительная роспись собора появилась только в 1670-е годы.











На самом деле, в какой-то момент я вообще забыла, что это церковь, полное впечатление, что мы ходим в каком-то русском расписном тереме.









Ну и если у кого хватило терпения "догнать" пост до конца, два видео. В первом, буквально за минуту, рассказывают о строительстве собора.



А во втором, просто музыка из собора.

Tags: Москва, Москва на Хануку, Покровский собор, путешествие в Рождество, собор Василия Блаженного
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments