nmiddle (nmiddle) wrote,
nmiddle
nmiddle

Categories:

Большое итальянское путешествие (55). Горные подкаблучники (11.08)

Имейте ввиду, полностью перепечатанная статья, перемежающаяся моими фотографиями. Линк на оригинал в конце поста. Это будет интересно тем, кто хочет разобраться, что ж это за народ такой удивительный, который живет в предгории Альп.

В самом сердце Доломитовых Альп, в потаенных долинах, где древние скалы на рассвете и на закате расцвечиваются отблесками нежно-розового цвета, есть удивительная страна. Зимой там буйные ветры гуляют между могучими вершинами, укутанными ослепительно-белым снегом, а незамерзающие ручьи словно наполнены звенящим жидким хрусталем. Летом изумрудные склоны, как разноцветными всполохами, покрываются полянами горных цветов, а воздух наполняется запахами травы, прелой хвои и раскаленного жарким солнцем камня.

Эту страну вы не найдете ни на одной карте мира, а название ее не упоминается ни в одном учебнике географии. Эта страна - Ладиния. Страна высоких зазубренных пиков и бездонных зияющих ущелий, бурных горных рек и тихих таинственных озер, дремучих лесов, полных диких зверей и сказочных существ, и сочных лугов, на которых так хорошо пасти коров и овец.



Здесь живет народ ладинов - древний, не похожий ни на один другой и большей части людей за пределами Ладинии до сих пор совершенно не знакомый. Даже сам факт существования ладинов для большинства приезжающих сюда становится новостью.



А между тем, история ладинов начинается в глубокой, запорошенной пылью веков древности, когда и солнце было жарче, и горы моложе. Тогда Апеннинский полуостров, простирающийся своими благословенными горами и долами прямо посередине Средиземного моря, был в значительной части заселен этрусками - народом загадочным, небывало развитым в культурно-техническом плане и щедро делившимся своими достижениями с соседями. Хотя исконным местом проживания этрусков в Италии считается Тоскана, тем не менее контролируемые ими территории простирались до Неаполя на юге и до предгорий Альп на севере.



Но где-то в середине I тысячеления до н. э. на территорию Апеннинского полуострова из-за Альп стали все активнее проникать кельтские племена - те самые грозные галлы, которые дошли до самого Рима и чуть было не захватили его. Римлянам удалось отбросить их далеко на север, а впоследствии и вовсе покорить и ассимилировать их, но перед этим кельты успели колонизировать практически всю северную Италию. Они неудержимым потоком прошли по равнинам, на которых возвышались тогда этрусские города. Древний гордый народ оказался разделен на две части. Большая часть этрусков продолжала обживать просторы центральной и южной Италии, торговать, воевать и заключать союзы с населявшими эти земли племенами. Другая же, менее многочисленная группа, оказавшись в изоляции от своих соплеменников на берегах Адриатики, была вынуждена уйти с насиженных мест на север и укрыться в предгорьях и альпийских долинах. Там этруски постепенно смешались с дикими горными племенами и сами в какой-то степени одичали, подрастеряли свою высокую культуру, положив при этом начало совершенно новому народу, который заселил восточную часть альпийской гряды и прилегающие к ней равнины и который древнеримские историки и географы назвали народом ретов. Кочуя по горам в поисках пригодных для проживания мест, реты разнесли оставшиеся у них крохи этрусской культуры, включая письменность, по всей обширной области Норикум.



По мере того как римские легионеры и колонисты продвигались дальше на север, все более частыми становились контакты между ними и встречавшимися на их пути ретами. К сожалению, встречи эти не всегда были дружественными. Чаще всего как раз наоборот. Ведь римляне занимали те немногие клочки горной территории, что были пригодны для ведения хозяйства. Со своей стороны, реты, вынужденные использовать любые средства для выживания в тех суровых условиях, не брезговали грабежом и разбоем. Одним словом, добрососедские отношения между ними как-то сразу не заладились.



Последнюю точку в истории усмирения, в числе многих прочих, народов альпийского региона поставил решительной рукой первый император Рима Октавиан Август в 15 году до н. э. Следуя своему грандиозному плану по установлению «римского мира» на всей территории своего государства, Август поручил командование северным походом двум из одареннейших полководцев Рима, своим приемным сыновьям Друзу и Тиберию. Те, вполне сообразно канонам римской стратегии и характеру их повелителя, постарались уложиться в один летний сезон, понимая, помимо прочего, что зимой воевать в горах с горцами по меньшей мере неразумно. Альпийская кампания была молниеносной и кровавой. Не имевшие привычки к дипломатическим хитростям реты были почти полностью уничтожены, а те из них, кто уцелел, были ассимилированы римскими поселенцами, пришедшими в обезлюдевшие альпийские долины, и стали частью населения бескрайней Римской Империи.



От слияния ретского и римского элементов появилась новая группа народов, говоривших на смешанных рето-романских наречиях. К сожалению, активное освоение альпийских территорий австрийцами, немцами, французами и итальянцами привело к тому, что на данный момент из носителей этих языков осталось лишь три немногочисленных народа - швейцарские романши, фриуланцы, живущие в самой северо-восточной области Италии, и ладины, компактно проживающие в центральной части итальянских Доломитовых Альп. Своим названием ладины изначально стремились показать свое родство с древними носителями классической латинской культуры.



До середины XIX века мало кто интересовался этим небольшим чудным народцем, несмотря на то, что ладины порой принимали активное участие в жизни Австрии, которой тогда принадлежали их земли. До сих пор на стенах некоторых домов в ладинских городках можно видеть росписи с изображением сцен победного возвращения ладинов в родные долины после разгрома наполеоновской армии, вторгшейся в австрийский Тироль. И все же по большей части они - народ мирный. Это народ крестьян и ремесленников, пастухов и скалолазов, дровосеков и художников. Они не привыкли к богатству и роскоши - и сейчас, как много лет назад, большинство из них не гонится за большими деньгами, и ладинские коммерсанты и владельцы гостиниц уступают в ухватистости и оборотистости своим коллегам - итальянцам и австрийцам, проигрывая им даже на своей территории.



Зато они прекрасно знают, как выживать в суровых условиях гор, как жить в постоянной борьбе с непреклонными силами природы. И в постоянном с нею единении. Как и многие другие народы, вынужденные вести подобный образ жизни, они создали чудесный, небывалый по красоте фольклор, населив альпийские леса, луга, реки и озера фантастическими персонажами и наполнив свою тяжелую жизнь красочными сказками и преданиями. Несмотря на заметный отток молодежи, уезжающей учиться и работать в крупные города, большинство ладинов продолжает жить на родной земле так, как жили поколениями их предки, возделывать ее, как это делали они, заготавливать дрова, квасить капусту, расписывать стены домов и церквей яркими картинами. А долгими зимними вечерами ладинские мастера вырезают из дерева различные статуэтки, украшения, иногда даже целые картины. На территории Ладинии есть несколько специальных институтов, занимающихся сохранением ладинской культуры, традиций, языка. Потому что ладины понимают, что никто кроме них самих не сохранит для их потомков то, что досталось им от их предков. В конце концов, их корни и их прошлое - это самое ценное, что у них есть.





Это был совсем некраткий экскурс в историю. А теперь вернемся к нашим баранам, то есть к итальянским ладинам.

В Италии ладины (14 тыс. человек) населяют несколько долин Доломитовых Альп вокруг массива Селла (итальянская область Трентино-Аль- то-Адидже). Они постепенно ассимилируются окружающим итальянским и тирольским населением. В наши дни чисто ладинскими остались лишь районы, расположенные по долинам рек Гадеры, Гардены, Авизио, Боите и в верхней долине реки Кордеволе, но еще несколько десятилетий назад ладины сохраняли свой диалект также в долинах Соль и Нон по реке Ноче, в верхней долине реки Пьяве и в некоторых других районах. Подавляющая масса итальянских ладинов двуязычна и говорит на своем языке только дома. В их диалекте имеется несколько говоров.



Предками итальянских ладинов считают древние альпийские племена ретов. По немногочисленным свидетельствам, многие ученые пришли к выводу, что язык ретов был близок к этрусскому. Ретские племена занимали несколько изолированных альпийских долин. Реты были воинственным и свободолюбивым народом и оказали упорное сопротивление римской экспансии. Риму удалось подчинить их лишь в 15 г. до н. э., после чего здесь была основана провинция Реция, однако реты долгое время сохраняли свой язык и нравы. Романизация районов, населенных ретами, произошла лишь к V в. н. э.



В конце V в. Реция была завоевана остготами, в VI в.- баварами и лангобардами. Германизация области продолжалась и в последующие века, но население по-прежнему сохраняло в своем языке многие ретские элементы. В XVI в. была создана ретская письменность.



До наших дней сохранили ладины свои сказки и саги, действующими лицами которых выступают древние реты.



Большинство итальянских ладинов живет в сельских местностях.



Горные ладины занимаются главным образом пастбищным животноводством. Земледелие развито меньше. Немалую роль в экономике населения играют промыслы, связанные с обслуживанием туристов, которых привлекают красоты Доломитовых Альп: многие ладины работают альпийскими проводниками, содержат небольшие гостиницы, сдают туристам комнаты и пр.





Вековые традиции имеет художественная обработка дерева. Резчики из долины реки Гардены используют для работы альпийскую сосну чембро, стволы которой достигают высоты 15 м. Из них со времен средневековья изготовляют кр1упные скульптуры, чаще всего статуи святых, мелкие статуэтки и игрушки в виде человеческих фигурок и животных.



У ладинов распространен вариант альпийского дома, который состоит из каменного жилого здания и вплотную пристроенной к нему срубной постройки для хозяйственных нужд. Над ними возведена общая крыша.





Можно бы было на этом и остановиться, но у вас непременно возникнет вопрос, почему пост называется "горные подкаблучники". Дело в том, у ладин них никогда не было своего государства — границей их мира служат скалистые Альпы. От чужеземного влияния ладинов защищает языковой барьер, от всего остального — их женщины.



У ладинов исторически были большие семьи. Чтобы прокормить их, мужчины зимой часто уезжали на заработки в соседние провинции, а летом уходили с коровами высоко в горы. Хозяйство и община держались целиком на женщинах. Именно благодаря женщинам наш народ до сих пор и жив.



Один журналист, ладинец, говорит так: "Общиной ладинов всегда управляли мужчины, но дома за закрытыми дверями слово женщины — закон. Мое мнение в семье спрашивают в четвертую очередь — после матери, жены и дочерей. Так было и в семье моих родителей: решающее слово за мамой. Мама управляла таверной и пекарней, где кондитером трудился мой отец. Таковы устои в нашей общине."



Замужние ладинки всегда носят на поясе кованый серебряный кошелек, в котором спрятаны символы женской власти — нож и вилка. Одежда замужних дам темная. Украшение — корону из кружева — может позволить себе только маленькая девочка. Ярко и привлекательно у нас одеваются мужчины. Например, в Валь-Гардене мужской национальный костюм — кожаные штаны и яркий фрак с цилиндром. Так и в природе, например у птиц, уточка серая, неприметная, а селезень яркий, нарядный.







Легенды и сказания у ладин существовали только в устном виде, передавались от матери к дочери. В ладинском эпосе главные героини всегда женщины. Именно они принимают решения, правят судьбами народа, даже выходят на поле боя. Во всех сказках и легендах читается главная мысль — равновесие ладинского мира нарушается, как только на ход событий пытается повлиять мужчина.







В Канацеи стоит вот такой интересный памятник - 5 перекрещенных столов, связанных вместе. Символ объединения всех районов ладин.



Гуляли мы в последний день по Канацеи и читали про ладин не просто так. В этот день у нас была запланирована развиртуализация с Клавой, так что проводили время в приятном ожидании.





Встретились с Клавой, познакомились, еще погуляли по Канацеи и поехали дальше.



Ну и два с сайта, с которого была взята вся информация о ладинах.
1
2
Tags: 55, Альба ди Канацеи, Доломитовые Альпы, Италия, Канацеи, Южный Тироль, большое итальянское путешествие, ладины
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments