?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Православное рождество, по российскому ТВ то и дело поздравляют народ с Рождеством, в ФБ российские друзья выставляют рождественские открытки, непременно с волхвами, несущими подарки, с яслями, в которых лежит новорожденный, ну или с Вифлеемской звездой. Так что, как не сегодня поставить пост о рождественских краковских шопках. Перед поездкой я начиталась о польских шопках, в моем понимании это были простые вертепы, ну скажем такие же, как я видела в Германии, Австрии или во Франции. Об этом я ставила как-то подробные посты. Мало того, начиталась в инете подробный рассказ о том, в каких костелах стоит обратить внимания на вертепы, где лучше, где хуже. И в один прекрасный день даже пошла прямо по списку, но увы, время выбрала неудачное - воскресенье, везде служба, не сильно-то там разгуляешься по костелу, уйма народу, не хочется мешать, так что шопки я там так и не увидела. Зато везде по улицам или в витринах магазинов установлены интересные макеты, вроде все похожи, но нет ни одного одинакового, украшены разноцветной фольгой и в каждой таком дворце просматривается все тот же сюжет - рождение Иисуса. Оказывается, это и есть краковские вертепы - шопки.



Оказывается, каждый год в Кракове проходит весьма оригинальный рождественский конкурс. Каждый, кто захочет в нем поучаствовать, должен сделать "шопку" - да такую, которая пришлась бы по душе самому Иисусу Христу. Что же такое шопка? Это специальные рождественские переносные ясли - и краковцы вкладывают в них столько старания и умения, что шопки становятся настоящими произведениями искусства





Традиция делать под Рождество переносные ясли зародилась в Кракове несколько столетий назад. Тогда, как и сейчас, каменщикам было особо нечего делать зимой - вот они и строили шопки, которые поставляли костелам. С течением времени особое рождественское искусство делать шопки дошло до чрезвычайных высот: детали яслей изготавливали в форме самых знаменитых храмов Кракова, оклеивали дорогой золотой фольгой... Ведь в ходе мистерии в яслях будут лежать Мадонна с Младенцем - а значит, надо соответствовать!





С 1927 года было решено каждый год проводить рождественский конкурс самой красивой шопки. Конкурс почти сразу стал визитной карточкой Кракова: десятки умельцев приносили свои ясли ручной работы на центральную площадь Старого города, а жюри выбирало лучшие. В тяжелые годы войны конкурс, понятное дело, не проводился - но в 1945 году его возродил Краковский исторический музей.





Несмотря на общий кризис традиционных религий, в Польше католицизм очень силен - потому и конкурс не только не отмирает, а напротив, радует краковцев все более удивительными шопками. Проходит же необычное рождественское состязание в первый четверг декабря. А 25 числа наступает время разыгрывать в этих яслях мистерию рождения Иисуса Христа.
Источник:







Надо сказать, что сюжет в шопках может быть несколько странным. Младенец лежит не в яслях в пещере, а во дворце плюс появляются странные персонажи, которых в оригинале вроде бы и не было. Во многих шопках что-то вертится, парочки танцуют, волхвы приходят по очереди с дарами, ну и так далее.

Пару шопок я попыталась сфотографировать в деталях. Трудно, приходится снимать через стекло.





Вот кто это?



А об этом персонаже я расскажу отдельно, он того заслуживает.



Ну или вот. Краковский дракон нашел свое место в вертепе.





И тут же опять этот самый человеко-конь.



А вот этих двух барышень - ангелов (?) я видела во всех вариантах в Нюрнберге. Там - это главный символ рождественской ярмарки - ангел Кристкинд.





Вот такие необычные краковские вертепы - шопки.





Но надо сказать, что я видела там и вполне традиционные вертепы.





И даже шарики с волхвами.



Ну а теперь об этом странном персонаже, мы увидели его сразу же в первый день.



Я даже думала, что это изображение волхва, только почему один, и почему на лошади, да и странно как-то. Стала пытать местных. И вот что мне рассказали.

айконик, называемый также коньком из Звежинца или татарином - это один из самых характерных краковских персонажей. Наряду с Мариацкой башней, Вавельским холмом и Барбаканом - это наиболее известный художественный мотив Кракова. Маленькая лошадка на двух ногах, обутых в высокие красные башмаки и сидящий на ней верхом бородатый всадник, голова которого покрыта высокой остроконечной шапкой, является частым гостем в путеводителях, буклетах и на открытках. Мы можем его также увидеть на различных карикатурных изображениях, плакатах, в качестве элемента графических знаков фирм. Это название неоднократно заимствовали художественные коллективы, рестораны или турагентства. "Лайкоником" назвали также поезд Краков-Гдыня, а много лет назад краковяне охотно играли в числовую лотерею, получившую такое же название. Словом, "Лайконик" - это символ того, что краковское, древнее, освященное традицией и в то же время забавное.



Учитывая, какой популярностью "Лайконик" пользуется во всей Польше, надо со стыдом признаться, что историки и этнографы не в состоянии однозначно выяснить, откуда, собственно, пришла эта краковская традиция. Ответ можно попытаться найти в легенде, которая обращается к трагичным событиям в истории Кракова XIII века. Они связаны с кочевым племенем из монгольских степей - татарами. Впервые они появились в Кракове, отнюдь не с чистыми намерениями, в 1241 г. Их смелый рейд через Малопольшу оставил след в виде разрушенных деревень и городов. Краков, пожалуй, пострадал больше всего. Он был практически полностью уничтожен. Следующие татарские набеги были не менее разрушительны. Узкоглазые воины, одетые в звериные шкуры и сидящие верхом на небольших лошадях, стали наводить ужас на жителей Кракова.



Итак, в один июньский вечер 1287 г. отряд татар, совершенно не замеченный городской стражей, приближался вплотную к крепостной стене. Чтобы не подвергать себя опасности воевать ночью, татары решили остановиться лагерем в зарослях над Вислой, недалеко от деревни Звежинец, расположенной под Краковом. Мгновение спустя, утомленные походом заснули, мечтая о богатствах, которые должны были захватить на следующий день в Кракове. Однако их присутствие вовремя обнаружили "волочники", поселение которых находилось рядом, на песчаной отмели. Кем были "волочники"? Это были речные "моряки" на Висле. Название происходит от того, что они либо сплавляли вниз по течению реки баржи, либо тянули-волокли их вверх по течению, к истоку. Привыкшие к тяжелой работе, "волочники" не испугались татар. Вооруженные веслами, напали на спящих воинов из Азии, которые в скором времени потерпели поражение.



И тогда "волочники" придумали шутку. Они нарядились в татарские костюмы, лица измазали сажей из костра, сели на трофейные лошади и тайфуном ворвались в Краков. В самом деле, трудно себе представить, какой переполох они вызвали своим прибытием. Однако потом "волочники" сняли костюмы и рассказали о событиях минувшей ночи. Мещане радовались спасению. Совет Города устроил в честь "волочников" пир, а когда бочка свидницкого пива уже опустела, бургомистр Кракова объявил, что в память об этих событиях раз в год в город будет въезжать свирепый татарский хан во главе кортежа подкраковских "волочников". Это имеет место на восьмой день после религиозного праздника Тела Господня.

Это была легенда.



Вот такой Лайконик...

Profile

nmiddle
nmiddle

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com