?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Каждый, кто интересуется еврейской культурой или историей польских евреев должен приехать в Люблин. До Второй мировой войны евреи составляли третью часть населения этого города, а в начале 19-го века их здесь было более 50%. И конечно, мы не могли проехать мимо Люблина. К сожалению, на сегодняшний день от еврейского Люблина мало что осталось. Вторая мировая война принесла огромные разрушения, большинство жителей погибли в концлагерях. Большинство зданий еврейских кварталов были полностью уничтожены фашистами. Из того, что сохранилось, самым интересным зданием является дом ешивы. Находится он на улице Любартовской. Люблинская ешива была очень известным образовательным центром, где учились раввины. Идея создания ешивы в Люблине возникала на Всемирном съезде евреев в Вене в 1925 году. Институт имел международный характер, средства на него собирали во многих европейских странах и США.



Это учебное заведение – труд жизни Меира Шапира (ум. 1934), который пользовался уважением евреев со всей Польши. Он был раввином и депутатом Сейма II Речи Посполитой, а также автором произведений, благодаря которым получил всеобщую популярность: Имрей доот (Слова знаний, 1910) и Ор ха-Меир (Горящий свет, 1926). Везде там, где Шапиро был раввином, он основывал иешивы, в которых не только изучали Талмуд, но и получали общие
знания, а также учились разным профессиям.

Ради люблинской иешивы раввин собирал пожертвования (в 1924-1930-х годах) не только в Польше, но и в других странах Европы и Северной Америки. В то же время на участке, подаренном Шмулом Айхенбаумом, строилось здание учебного заведения по проекту Агенора Смолуховского. В 1930 г. Меир Шапира принял должность главного раввина Люблина и ректора иешивы. В это заведение, известное своим высоким уровнем образования, поступали студенты со всей Европы. Выпускники получали дипломы, которые позволяли занимать должности в т. ч. раввинов. Первые дипломы были выданы в 1934 г.

В великолепном шестиэтажном здании вуза находились: залы для 200 студентов, аудитория, являющаяся одновременно синагогой иешивы, конференц-зал, библиотека, в которой содержалось 10 000 книг, а также читальный зал для студентов. В одном из помещений выставляли позолоченный макет Иерусалимского Храма. Нижний этаж вмещал кухню со
столовой, прачечную и сушильню. Рядом со зданием простирался сад.

В 1939 г. немцы закрыли иешиву и устроили там военный госпиталь. Неизвестно, что произошло с ценной коллекцией книг, среди которых было много старинных манускриптов и старопечатных книг. После войны здание служило местонахождением Collegium Maius Медицинской академии. Сегодня здание является собственностью еврейской общины в
Варшаве и гостиницей. Была реставрирована бывшая аудитория, выполняющая одновременно роль синагоги. Произошло также повторное открытие миквы.



















Мы там были недолго, дольше ждали своей очереди зайти, место очень востребованное, а вместе с нами в соседний зал пришли ребята из Британии. Вот тут и произошло великое братание. Прям таки братание с Британией)



Ну а теперь я немного отойду от хронологии. Кто-то может подумать, что наша программа не совсем насыщенна, на самом деле это не так, просто я не всегда имела возможност фотографировать. Ну например, старая синагога в Крашине, были поздно вечером, темно, там ремонт - даже света нет, шли по стройке, подсвечивая сотовыми, зато богатая история! Или христианское кладбище, куда мы тоже попали только потемну. А там одна братская могила еврейская и опять же, с историей. Ну и плюс, я все же работала, надо было время от времени разруливать какие-то проблемы, ну и так далее.

Возвращаюсь к началу поста. С утра - ешива, после обеда мы поехали в другое место, там же в Люблине, но это будет отдельный пост. А вечером мы уже были в Варшаве и проводили церемонию у Мемориала памяти павших в восстании в еврейском гетто.

Всего через два года после окончания Второй мировой войны еврейский скульптор Натан Рапопорт совместно с архитектором Леоном Мареком Сузиным – оба родились в Варшаве – воздвигли на территории варшавского гетто, полностью разрушенного нацистами в последние месяцы войны, мемориал в честь героев восстания в гетто. Памятник был открыт 19 апреля 1948 года, заменив находившуюся на этом же месте маленькую каменную мемориальную табличку в виде круга, установленную Сузиным посреди руин ещё в 1946 году.

Памятник состоит из больших шведских тёсаных камней, которые Альберт Шпеер – рейхсминистр и генеральный инспектор по строительству национал-социалистической Германии – хотел пустить на триумфальную колонну, а его высота достигает примерно одиннадцати метров. В центре стены из тёсаного камня расположен полупластичный бронзовый рельеф высотой несколько метров, изображающий группу героических фигур. Это евреи, самоотверженно борющиеся за свободу – мужчины, женщины и дети, погибшие во время многонедельного восстания, которое продолжалось с 19 апреля по 16 мая 1943 года. Среди них выделяется Мордехай Анелевич, внесший существенный вклад в планирование и организацию восстания.



На тыльной стороне памятника мы видим ещё один, на этот раз плоский рельеф под названием «Шествие к уничтожению». Женщины, дети, мужчины и старики бредут навстречу гибели, склонившись под гнётом страха и страданий.



Две большие бронзовые меноры справа и слева от мемориала служат достойным и торжественным обрамлением.



Все посты по теме:

Моя "маса ле полин". Анонс
Моя "маса ле полин". День первый. Новое еврейское кладбище в Кракове
Моя "маса ле полин". День первый. Две синагоги в Казимеже (Краков)
Моя "маса ле полин". День второй. Освенцим I и история любви
Моя "маса ле полин". День второй. Освенцим - II (Биркенау)
Моя "маса ле полин". День третий. Раковицкое кладбище в Кракове
Моя "маса ле полин". День третий. Старый город в Кракове

Profile

nmiddle
nmiddle

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com