?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

После еврейского кладбища мы отправились дальше, по кварталу Казимеж. Этот квартал издавна считается еврейским кварталом. Первые евреи стали селиться здесь еще в XIV веке. Постепенно район расширялся, и к нему присоединялись соседние деревни. Со временем Казимеж стал важным центром в жизни еврейской диаспоры в Польше. Место это очень уютное и спокойное, оно совсем непохоже на старый город в Кракове, здесь сохранился свой обаятельный шарм и аутентичность.





Тут тебе и блеск, и рядом нищета.



Мой взгляд зацепил вещи, которые могут быть понятны только нам.





На фоне истории еврейского квартала и краковского гетто особое впечатление производит площадь Героев - огромная пустая площадь, на которой стоят пустые стулья. Отсюда евреев увозили в Освенцим, в период переселения из гетто в концлагерь из их домов выносили всю мебель, чтобы они не могли скрыть младенцев. Нет дома, нет семьи, нет людей..., только пустые стулья.

Другая версия - на самой площади скамейки отсутствовали, поэтому многие евреи перед депортацией несли с собой стулья, чтобы пожилые и больные люди могли сидеть. Стулья брать с собой в вагоны не разрешалось, они оставались на площади, где и стоят до сих пор…

Из 68 тысяч евреев, проживающих в Кракове перед войной, после Катастрофы уцелело 2 тысячи. Большая часть благодаря Оскару Шиндлеру...



Несмотря на то, что сам еврейский квартал относительно небольшой, в прежние времена здесь находилось до нескольких десятков синагог. Большинство из них было уничтожено во время войны, жители Казимежа сосланы в концлагеря, в основном в Плашов и Освенцим. Мы посетили две синагоги. Первая - Темпель.



Она находится в центре Казимежа, на улице Миодова 24 (Мёдова). Синагога Темпель в Кракове была построена в начале 1860-х годов по проекту архитектора И. Херцока. Уже с самого начала было ясно, что это сооружение будет отличаться от других подобных молельных домов. Дело в том, что строительство синагоги финансировалось группой состоятельных евреев, которые в значительной степени были ассимилированы в польскую культуру и стремились изменить некоторые догматы иудаизма, считая их устаревшими. Посему эту синагогу называют прогрессивной.

В конце XIX века синагога Кракова была перестроена и стала одним из украшений района Казимеж. Однако изменения коснулись не только ее внешнего вида. В частности, службы здесь проводились по реформированному обряду, более напоминающему литургии католической церкви, и сопровождались органной музыкой. Кроме того, синагога Темпель была одной из немногих, где женщины могли сидеть рядом с мужчинами и даже петь в хоре, а молитвы читались не только на иврите, но и на польском языке.

Начало XX-го века было временем расцвета краковского еврейства, в том числе и прихожан краковской синагоги, однако, ситуация изменилась после вторжения немецких войск в Польшу в 1939 году. И хотя здание не было разрушено, фашисты организовали в нем конюшню и склад боеприпасов, что нанесло существенный урон его внутреннему убранству. После окончания войны Темпель была восстановлена, но потеряла свое значение, так как мало кому из краковских иудеев-реформаторов удалось выжить после оккупации.

Сегодня краковская синагога Темпель является одной из главных достопримечательностей Казимежа. Поэтому здесь всегда много туристов, желающих увидеть необычные интерьеры, оформленные по мотивам сефардской традиции, совмещающей элементы неоренессансного и псевдо-мавританского стилей. Особый интерес представляют изящная лепнина и витражи, а также роспись сусальным золотом по красному фону.















Когда мы вышли из синагоги уже стемнело.





И мы пошли в следующую синагогу - синагогу Айзика. Здесь Эйнат и Моти поведали нам историю одного благочестивого человека по имени Айзек Екелес (Исаак Якубович). Хотя он и был ученым, и называли его ребе, или учитель, жил он в большой бедности. Каждый день он молился Богу, чтобы тот улучшил его жизнь.

Однажды ночью ему приснился странный сон. Снился ему прекрасный город с множеством красивых улиц и площадей, живописно раскинувшихся на берегах широкой реки. Когда он стал в восхищении оглядываться, он услышал голос: прекрасный город, который ты видишь – это Прага в далекой Чехии. Езжай туда, и когда заглянешь под каменный мост, который соединяет берега реки Влтавы, станешь богатым человеком. Утром, ребе Айзек припомнил свой сон, но кто верит в сны? – подумал он и забыл об этом. Через несколько дней сон повторился, а потом еще раз…

– Ах, если бы у меня было хоть немного денег, – вздохнул ученый муж, и уже размечтался, как обрадовались бы его жена и дети. Решиться на далекое путешествие в Чехию было очень трудно. Долгий путь в то время был полон опасностей, кроме того, как оставить семью в нищете?.. И все же он поехал, много дней и ночей провел в дороге, пока, наконец, не добрался до города. Все было действительно прекрасно, как во сне. Увидел он и мост, однако его охраняли солдаты. Он хотел подойти ближе, но боялся. Подходил и снова убегал он так несколько раз.

– Неужели я проделал весь путь напрасно? – подумал он и, собравшись с духом, пошел заглянуть под мост. Ничего под ним не увидев, он только привлек внимание солдат, которые схватили кружившего вокруг моста еврея и привели к своему командиру. Ребе Айзек признался, для чего заглядывал под мост.

– Ты глупец, – сказал командир. – Проделал такой долгий путь из-за сна? Если бы я верил в сны, я бы сейчас уже ехал в Краков, потому что мне каждую ночь снится, что там в доме некоего Айзека спрятаны сокровища под печкой. Но не такой же я дурак, чтобы все бросить и отправиться в Краков, где каждый второй – Айзек?!

Ребе Айзек не сказал больше ничего, и, когда солдаты отпустили его, быстро тронулся в обратный путь. Когда он вернулся, под печью в своем маленьком домике он нашел клад. В благодарность он основал в 1644 году синагогу, которая была названа в его честь, и богато ее украсил. (отсюда)

У этой истории много версий и еще больше толкований. Одно из них – что сокровище своей сущности человек должен искать не где-то вдалеке, но в себе самом.

Надо сказать, что рассказывая легенду Моти с Эйнат изображали все путешествие Айзика и в Чехию, и назад, сопровождая этот мини-спектакль еврейскими мелодиями, которые Айзик пел по дороге.





Интересно, что эта синагога внутри выглядит куда беднее, чем Темпель, но именно здесь есть жизнь. Община живет, проходят брит и даже свадьбы! Как раз сегодня Эйнат рассказала, что на той неделе там была свадьба местных евреев, Кашка присутствовала, обещала прислать фото. Вот так-то...

Обратите внимания, когда-то на этих стенах были написаны тексты, чтобы народ мог читать и молиться, со временем они стерлись, и тогда снизу просто повесили плакаты, тем самым сохраняя аутентичность стен.



Когда мы вышли из синагоги Айзика было уже совсем темно.





Представьте, ночь никто не спал, это понятно, самолет был ранним утром, на улице минус 7, если не ошибаюсь, а мы еще и не закончили все, что запланировали. Полная луна смотрела на нас,



а мы слушали рассказ Моти о краковском драконе. Помните, я говорила, что изучение страны, ее легенд и истории - тоже лжна из наших целей. Потом еще была остановка на площади Героев, и тут уже трагический рассказ о площади, как о месте, с которого увозили евреев в лагеря, о фабрике Шиндлера, о пустых стульях... И только потом, часов в 9 мы поехали в гостиницу. Закончили первый день.

Profile

nmiddle
nmiddle

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com