Previous Entry | Next Entry

Ну вот мы наконец добрались и до мест, куда до определенного времени путь нам был заказан. Я говорю про Палестинскую Автономию. Нет, ну иной раз можно куда-то попасть простому туристу, побывали в Самарии, в Иерихоне, но вот в ПА... Хотя еще 15 лет это было вполне возможно - съездить на экскурсию в Вифлеем. Теперь это разрешено лишь туристам с российским паспортом. У нас такого нет, так что на предложение Миши Короля съездить на организованную экскурсию в ПА откликнулись с удовольствием. Тем более по опыту с Иерихоном знаем, что без разрешения армии Миша группу не поведет, и если нам дали разрешение на въезд в ПА, то "в Багдаде все спокойно". Итак, мы едем! Первая остановка, Монастырь Феодосия Великого (он же Лавра Феодосия Великого, он же Deir Dos) - первый в Палестине общежительный монастырь (киновия).

Находится монастырь в 11 км от Вифлеема, в Иудейской пустыне, в деревне Убейдия, естественно, в ПА. Основан Мар Доси в 476 году Феодосием Великим около пещеры, где, согласно преданию, приходившие на поклонение Христу волхвы останавливались на отдых на обратном пути.

Феодосий Великий, известный также как Феодосий Киновиарх, был первым монахом-отшельником Палестины, основавшим здесь монастырь общежительного типа - киновию. Родился он в V веке, приехал в Святую Землю и много путешествовал здесь, пока не решил уединиться вв пустыне и не поселился в пещере волхвов. Вскоре здесь образовалась монашеская община, и «пещера сделалась тесною». И тогда Феодосий показал место, где вскоре был построен монастырь.

В период максимального расцвета обители (VI — начало VII вв.) количество жильцов превышало 700 человек. Как и многие отдаленные монастыри Иудейской пустыни Мар Доси не избежал разрушений. Сначала персы (1614 год), потом турки (XIX век). После последнего разрушения монастырь долго стоял в запустении, пока в 1898 г. Иерусалимская патриархия выкупила этот участок земли и в 1914 г. приступила к реконструкции, растянувшейся на десятилетия.

В настоящее время это православный греческий женский монастырь в подчинении Иерусалимской патриархии, где живут несколько румынских монашек. Есть и пожилой священник, который ведёт службы в храме.

Если в Лавру преп. Саввы (Мар Сабу, в которую мы еще попадем) женщин никогда не пускали, то в обители преп. Феодосия они могли найти приют. Здесь похоронены мать преп. Саввы София и его сестра (Феодосий был в хороших отношениях с Саввой), матери преп. Феодосия и свв. бессребренников Космы и Дамиа́на, супруга преп. Ксенофонта Мария, а также монах и духовный писатель конца VI — начала VII века Иоанн Мосх, который много путешествовал вместе с учеником Софронием, впоследствии Иерусалимским патриархом. Софроний, согласно преданию, лично выехал из ворот Иерусалима в феврале 638 года, чтобы сопроводить в город завоевателя Святой земли халифа Омара. Также Иоанн Мосх известен сборником коротких притч о благочестивых людях и подвижниках «Луг Духовный» . Был похоронен в пещере волхвов и сам преп. Феодосий, но мощи его сейчас находятся в Иерусалимском Патриархате.

Что интересно, во дворике монастыря был замечен колокол с завода Самгина, когда-то Рыжий и Дан писали об этих колоколах.

Дворик очень ухожен, с садиком.

Цветет лавр.

Серегу провожают монастырские кошки (о них я потом расскажу).

Второй монастырь, куда мы отправились, уже известный в Ботинке - Мар Саба, Лавра Саввы Освященного. Первый раз я туда попала пешком, с Инной, протопав 20 км. В этот раз пешком идти не пришлось, от Мар Доси нас посадили на микроавтобусы (естественно, не с желтыми номерами, как вы понимаете, все же "шетах А") и мы поехали. Если бы я знала заранее, что это будет за поездка, возможно предпочла бы 20 км пешком.

Короче, мало того, что арабские детишки - етишки без конца стояли на дороге специально и лезли под колеса, прибавьте дорогу - серпантин с обрывом, и понятно, что не гладкий асфальт, да и в довершении ко всему на подъеме наша "автолошадь" заглохла. Мы практически покатились назад, уже речь шла о том, что придется выходить посередине арабской деревушки... Жуть. Ну слава богу, он как-то завелся и мы доехали до Мар Сабы.

Много писать об этом монастыре не буду, у нас уже писали об этом и не раз. Буквально пару слов. Монастырь был основан Саввой в Иудейской пустыне. Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того как вокруг отшельника начали селиться ученики. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I, при нём были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой. К концу жизни святого Саввы в основанном им монастыре проживало до 5000 иноков.

За время своего существования монашеская жизнь в лавре не прекращалась. В настоящее время настоятелем обители является иерусалимский патриарх, а управляет монастырём назначаемый им игумен в сане архимандрита и двое помощников.

Самое интересное в этом монастыре то, что по давней традиции монастырский устав запрещает для женщин вход в монастырь. И нетолько женщинам, но и даже животным - самкам! Для своей матери Софии Савва, рядом с лаврой построил так называемую «Женскую башню», которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой.

А паломницы приезжают приезжать.

Так что мужчины пошли внутрь, а мы поднялись к Женской башней,

полюбоваться окрестностями.

Там же, возле Мар Сабы встретили Инну, которая привела сюда очередную группу туристов. В общем, мы не скучали. В конце концов, на тех же перекладных вернулись в Убейдию, к нашему автобусу. Вот такой там открывается вид на Иерусалим. Полюбовались? Поехали дальше!

Всю информацию я взяла с Википедии и сайта гида Игоря Царицына.