nmiddle (nmiddle) wrote,
nmiddle
nmiddle

Categories:

6 дней в Чехии. Кутна Гора

Вроде и не слишком я люблю всякие там черепа и кости, но быть в Чехии и не побывать в знаменитой Костнице? Так что следующий наш путь наш навигатор проложил в город Кутна Гора, который находится километрах в 70 с копейками от Праги. Дорога не длинная, приятная и я как всегда вращала головой на все 180 градусов, выглядывая что-нибудь такое интересное. И вот же увидела! Практически за несколько километров от Кутна Гора, в маленькой деревушке, над облупленным каменным забором высилось что-то интересное...


 

 





Естественно, остановились. Вот она - прелесть самостоятельного туризма! Где захочешь, там и остановишься. Деревушка, похоже, совсем маленькая. Народу практически никого не было, одна пожилая пара что-то приветственно сказала мне по-чешски, увидев камеру, я лишь улыбнулась в ответ. С одной стороны от дороги - сады с яблонями и черешнями,







с другой - маленькие домики с огородиками. Знаете, точно как в русской деревне - капустка, свекла растет, малина поспевает.





Заборы старые, покосившиеся, зато все увитые розами.





Кстати, что мне понравилось в Чехии - въезжаешь в любую деревню и стоит радар, огромный, все его видят, а на нем твоя скорость как на ладони. Вот бы нам такое во всех городах установить, да еще и на всех улицах.



Ворота в церкви оказались открытыми.



Церковь - церквушкой ее точно не назовешь - оказалась такой огромной и величественной, что вся даже в кадр не влезла.





А во дворе - кладбище. Просто сельское кладбище, как показывают в фильмах. Ухоженное, зеленое, со сторожкой, увитой плющем.





В церковь я зайти как-то побоялась, придти с праздным любопытством на кладбище - как-то не по мне. Да и план был на день большой, так что поехали мы дальше.





Но место действительно симпатичное.





Вот мы и в Кутна Гора. Вернее даже не так, не в самом городе, а в пригороде Седлеце.





О Костнице у нас много писали: и РомаН, и Баба Клава дополняла в комментах. Я не буду искать материал в инете, напишу лишь то, что написано в буклетах церкви на костях.
Итак, в 1142 году, когда город еще не существовал, богатый дворянин Мирослва Марквартиц основал здесь монастырь ордена Цистерцианцев. Позднее, во второй половине XIII века, когда монастырем управлял аббат Генденрейх, начинается процветание края. В это время на территории монастыря был устроен первый в Чехии собор кафедрального типа, посвященный Успению девы Марии. Чешский король Пржемысл Отокар Второй (1253-1278 гг.) послал другого аббата этого монастыря - Индржиха Второго - с посольством в Палестину. Аббат вернулся в 1278 году и привез с собой землю с холма Голгофа, где по библейскому преданию распяли Иисуса Христа. Эту землю он рассыпал там, где сейчас находится кладбище, и с тех пор стали считать, что место это и земля – святые. По легенде на этом кладбище тело начинает разлагаться только на третий день после захоронения, и поэтому многие люди завещали, чтобы после смерти их похоронили здесь. Среди оставивших подобные завещания были не только чехи, но и иностранцы – из Германии, Польши, Бельгии и других стран.



В 1318 году в Чехии вспыхнула эпидемия чумы. В этот год на кладбище похоронили примерно 30 тысяч человек. Само кладбище занимало тогда три с половиной гектара. В конце XIV века начинается строительство часовни Всех Святых (верхнее помещение)



и подвальной часовни Душевной агонии Иисуса в Гефсеманском саду. Обе часовни были освящены в 1400 году.
Захоронения на кладбище продолжались. Наиболее массовые относятся к 1421 и 1424 годам. 25 апреля 1421 года Ян Жижка захватил монастырь, и гуситы казнил 500 монахов. А 7 июня 424 года неподалеку отсюда – в окрестностях деревни Малешов – состоялось сражение между гуситами-таборитами и пражанами-католиками. Это была последняя победоносная битва Яна Жижки. Через четыре года после нее он умер. Останки погибших монахов и воинов тоже были перенесены сюда, на кладбище. При новых захоронениях, реконструкции и упразднении кладбища, кости из земли выгребали и переносили в нижнюю часовню, где со временем получился огромный склеп.
В 1511 году полуслепой монах создает из костей шесть пирамид. Пирамиды сделаны в виде колоколов, в каждой проделаны 4 отверстия для вентиляции. Над каждой пирамидой - корона, как символ "победы над смертью" и вечной жизни, потому что здесь хранятся кости тех, кто погиб за веру.







Под одной из пирамид в 1554 году был найден клад - 10 тысяч золотых. С тех пор существует поверье, что тот, кто бросит монету на пол перед алтарем, найдет в будущем клад. (И как это я там пропустила?)





В 1784 году в связи с реформами австрийского императора Иосифа Второго монастырь был закрыт. Позднее земля вокруг монастыря перешла во владение князя Шварценберга из Орлика. В 1870 году его потомки позвали резчика по дереву Франтишка Ринта из Чешской Скалицы, чтобы он оформил часовню и упорядочил накопившиеся кости. Ринт вместе с четырьмя членами своей семьи и создал интерьер костехранилища, которых сохранился почти без изменений до наших дней. Автограф Ринта из костей вы можете видеть на южной стене часовни. Когда он работал над костями, то опускал их в раствор хлорированной гашеной извести. Поэтому черепа после высыхания принимали специфический белый цвет.







При создании люстры над алтарем Ринт использовал все кости человеческого скелета. Под люстрой находится каменная плита. Это – вход в склеп, где были похоронены 15 кутногорских горожан и дворян. В честь одного из них - Венцела Мюлцера фон Розенталя - в столбе на левой стороне замурована надгробная плита. Он умер 28 апреля 1741 года.









У северо-западной пирамиды находится герб рода Шварценбергов. Один из предков этого рода прославился своей победой над турками у города Рабы в Венгрии в 1658 году. Поэтому австрийский император разрешил представителям рода Шварценбергов иметь в гербе изображение головы убитого турка, которому выклевывает глаза ворон.







Количество людей, чьи кости собраны здесь, до сих пор точно не определено. По подсчетам специалистов их примерно 40 тысяч.



Костехранилище было создано для того, чтобы каждый задумался над смертью, быстротечностью и мимолетностью человеческой жизни. "Кто сейчас вы - были и мы, кто сейчас мы - будете и вы."



Если человеческие останки такие жалкие и убогие, от надо приложить много усилий, чтобы оставить после себя память в мыслях и сердцах потомков.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments