?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Краков, наверное, как и все польские города просто изобилует всевозможными костелами и церквями. Святые представлены в ассортименте. В одном старом отчете я прочитала, что перед Рождеством во всех костелах можно посмотреть шопки, вот мы и пошли по святым местам Кракова. Только или день был выбран неудачный - воскресенье, везде служба, не очень-то пофотографируешь или поглазеешь, и хм... не увидела ни одной шопки! Может в этом году их перенесли на улицу, но хоть какие-то же вертепы должны были остаться? Не знаю, в общем, тут у меня пазл не сложился. Зато все святые места краковские обошли, в конце концов, не хлебом же единым... И что интересно, куда бы я ни зашла, везде огромная очередь! И не одна! И если я становилась рядом, то на меня посматривали с опаской, не собираюсь ли я пройти без очереди. А знаете куда очередь? Ответ под катом.



Правильно. Очереди в исповедальню. Воскресенье, да еще и перед Рождеством все стараются получить отпущения грехов. Короче, как в том анедоте - Малыш и Карлсон (понимаете о чем я?)).

Ну а теперь пошли по "злачным местам". Про Мариацкий костел я уже рассказывала подробно, со всеми легендами, внутри не снимала, так что пойдем дальше.

Про костел Святого Флориана 14 века я писала тоже, но тут я спокойно смогла фотографировать. Кроме того, что это здание является началом Королевской дороги,



в нем еще и очень интересный интерьер, который был украшен в 1907 г. лепниной в стиле неорококо (Щепковски). В главном алтаре находится ценная картина, изображающая св. Флориана, выполненная в 1686 г. Яном Трициушом, придворным художником короля Яна III Собеского. В боковой капелле стоит обратить внимание на алтарь св. Иоанна Крестителя в стиле поздней готики (нач. XVI в.), а в Капелле св. Яна Кантого - на картину этого святого, написанную Тадеушом Кунтзе Коничем и на канонизационное знамя (1767).











Буквально сразу за музеем Чарторысским находится Церковь Преображения Господня. Это католический Храм, который внесён в реестр охраняемых памятников Малопольского воеводства. Храм в стиле позднего барокко с элементами рококо был спроектирован польским архитектором Каспером Бажанкой по подобию римской церкви Иль-Джезу. Строительство церкви началось в 1718 году и закончилось в 1728 году. Фасад храма спроектировал итальянский архитектор Франческо Плачиди и был построен между 1759 и 1761 годами.







Обойдя Рыночную площадь, продолжим наш путь по Королевской дороге к Вавелю по улице Гродской (Grodzka), являющейся как бы продолжением Флорианской. Доходим до места, где улицу пересекают трамвайные пути. Это площадь всех святых.



До введения локационного плана эта площадь была торговым центром. До 1835 года здесь стоял костёл Всех Святых, откуда и пошло название площади. Сегодня на месте костёла находится сквер, в котором установлен памятник Миколаю Зыбликевичу (Mikolaj Zyblikiewicz).

Слева от нас находится Доминиканский костёл, напротив него, справа от нас - костёл Францисканцев, а левее него, за памятником, стоит дворец Потоцких (Potockie), где сегодня находится городская мэрия (управление города и резиденция мэров).

Доминиканский костёл

Итак, налево от нас находится костёл Святой Троицы, или Доминиканский костел XIV-XV века - одна из крупнейших готических базилик Кракова. Пример трёхнефной готической базилики.
Костёл принадлежит ордену Доминиканов, основанному в начале XIII века Св. Домиником. Это был весьма ортодоксальный орден, в руках которого была инквизиция, и который пользовался доверием Римского Папы.
Сыновья Св. Доминика прибыли в Краков в 1222 году из Болонии, будучи приглашёнными епископом Иво Одровонжем, который отдал им костёл Св. Троицы, а приход перенёс в Мариацкий костёл.





После набега татар в 1241 году костёл был разрушен. И примерно в 1250 году начинается постройка, в несколько этапов, современного здания. Костёл неоднократно страдал от пожаров. Последний крупный пожар случился в 1850 году, когда сгорело практически всё внутренне убранство.

Комплексной реставрацией руководил архитектор Теофил Жебравски, были отреставрированы склепы, часовни, обновлён фасад. Работы были закончены в 1872 году, и в 1884 костёл был освещён. Словом, то убранство которое вы видите сегодня, относится к концу XIX века.

Заходим в костёл. Главный зал окружён кольцом часовен.









Лестница ведёт нас к часовне Св.Яцека, находящейся как бы на втором этаже. Здесь покоятся останки этого святого доминиканца, жившего в Польше в первой половине XIII века. Часовня возникла ещё в эпоху ренессанса, затем была капитально перестроена вначале XVIII века. В ней находится могила Св. Яцека, которую вместе с регалиями возложенными на неё создал итальянский скульптор Бальтазар Фонтана (Baltazar Fontana), творивший в Кракове в конце XVII века. Перед часовней на стене висят два гигантских полотна итальянского художника Томаша Долабелли (Tomasz Dolabelli), придворного художника королей династии Ваза. Это картины "Чудо в Кане Галилейской" и "Тайная вечеря", выполненные в стиле известных тогда венецианских полотен.



Для любителей фото- и видеосъёмок замечу, что со второго этажа можно сделать эффектные снимки. Я не могла не снять адвентский венок.





Конечно, нельзя не обратить внимание и на резные исповедальни, искусная резьба которых надолго остаётся в памяти. Это на самом первом фото в посте.

Выходим из костёла Доминиканцев, и идём по улице прямо, в направлении другого, не менее величественного костёла Св.Францишка называемого иначе Францисканским. (Улица, на которой мы были, назвалась Dominikanska (Доминиканская), а после пересечения Гродской она переходит в улицу Francyszkanska (Францисканскую).

Памятник, который вы видите по левой стороне, поставлен Миколаю Зыбликевичу (Mikolaj Zyblikiewicz), мэру Кракова во времена "галицкой автономии". Это были времена, когда эта часть Польши, называвшаяся Галицией, считалась автономией, т.е. входя в состав австрийской империи имела собственных правителей и большие привилегии. Этим фактом, кстати, очень гордятся краковяне, полушутя заявляя соотечественникам из других мест, что они - независимая Галиция.



Дворец Потоцких, стоящий в углу площади, построен в 1535-1560 годах для гетмана Яна Тарновского. С XVII века он находился в руках семьи Велопольских. Во время пожара 1850 года он сгорел, а затем был отстроен заново, и вскоре был куплен под магистрат.
Современный вид, в стиле исторического модернизма, здание пробрело в 1907-1912 годах, во время перестройки, руководил которой Ян Ржимковски.
В отличие от наших административных знаний (с пропускной системой), в Кракове вы можете свободно пройти в мэрию, и осмотреть её внутреннее убранство. Хотя это и не туристический объект, но при наличии свободного времени и делового вида вы можете осмотреть это шикарное здание.

С дворцом Велопольских связана легенда о Белой даме, духе умерщвленной, четвертованной и закопанной здесь же девушки, который иногда является во дворце. Но пусть лучше эту легенду вы услышите в Кракове, на месте событий.









Костёл Францисканцев

А мы, тем временем, подошли к костёлу Францисканцев. Вход в него находится с правой стороны, с ул. Francyszkanska.





Францисканцев из Праги пригласил в Краков воевода Теодор в 1237 году, выполняя волю князя Хенрика Набожного. Строительство костёла началось после татарского набега в 1241 году. Поддержку Францисканцам оказывал князь Болеслав Стыдливый, который давал деньги на его постройку. В 1249 году костел был освещён.
В 1269 году здесь была похоронена галицкая королева Благославенная Саломея, сестра Болеслава Стыдливого. Здание костёла значительно расширено в первой половине XV века. Как и все рядом стоящие здания, костёл значительно пострадал от пожара в июле 1850 года.

Пожар 1850 года был одним из сильнейших. В нём сгорело 160 домов, 4 церкви, 3 монастыря и 2 дворца – огонь уничтожил почти 10% города. Кроме жилых и торговых помещений были уничтожены и ценные библиотеки, произведения искусства.

А начался пожар на одной из королевских мельниц на улице Крупнича (Krupnicza) (не пытайтесь найти мельницы на современной карте, в те времена крепостные стены окружали реки). От мельницы загорелся соседний дом. Пожар удалось потушить, если бы на чердаке не хранились грецкие орехи. Поднимаемые в воздух сильными порывами ветра, они словно зажигательные снаряды распространяли огонь на соседние дома. Так одновременно было подожжено несколько домов, а поскольку пожарная охрана представляла собой добровольные дружины – т.е. домовладельцы при возникновении пожара помогали своим соседям его потушить; но когда загорелось одновременно множество домов сил просто не хватило.

Вернёмся к костёлу... В последствии, после пожара, внутреннее убранство было восстановлено в псевдоготическом стиле, а фасад - в неоготическом. Восстановительные работы закончились только в 1912 году, ими руководили Кароль Кремер, а затем Теофил Жебравски и Антони Стахерски.





Шла служба, полно народу, так что я и не решилась тут снимать...



Поехали дальше, пост уже получлился огромный, а мы еще не обошли все святые места, так что плавно перетекаю в следующий пост с той же темой.

И еще раз, за текст благодарю сайт краков точку ру.

Profile

nmiddle
nmiddle

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com